Наднациональные правовые инструменты охраны психического здоровья Европейского Союза

Автор: ПАЗЫНА Евгений Олегович
Категория: Blog Создано: 27.09.2016 11:45

 В данной статье анализируется развитие правовых инструментов Европейского Союза, посвященных охране психического здоровья. Автор исследует роль различных актов и инициатив Европейского Союза в формировании приоритетных направлений деятельности государств-членов в данной сфере. Отмечается целесообразность использования европейского опыта в области охраны психического здоровья в Евразийском экономическом союзе.

Охрана психического здоровья населения является одной из важнейших и актуальных задач любого государства. Успеш­ное ее выполнение во многом предопределяет дальнейшее по­ступательное развитие соответствующей страны. Напротив, отсутствие должного внимания к указанной проблеме порож­дает значительные экономические и социальные трудности.

Для 28 государств - членов Европейского Союза (далее - ЕС, Евросоюз) ежегодный ущерб от психических расстройств (по состоянию на начало 2016 г.) превышает 450 млрд евро.

Исполнительный директор Фонда психического здоровья (Великобритания) Дженни Эдвардс отмечает, что каждый чет­вертый человек ежегодно испытывает какие-либо проблемы с психическим здоровьем.

Евросоюз, находясь под воздействием вышеуказанных не­гативных факторов, в XXI в. разработал на наднациональном уровне ряд правовых, организационных и финансовых инстру­ментов для снижения ущерба от них.

В соответствии с Договором о функционировании Ев­ропейского Союза здравоохранение входит в сферу совмест­ной компетенции Евросоюза и его государств-членов. Дея­тельность ЕС, которая дополняет национальную политику, должна быть направлена на улучшение здоровья населения, предупреждение физических и психических заболеваний и устранение источников опасности для физического и психи­ческого здоровья. Она должна быть направлена на борьбу про­тив главных угроз для здоровья путем содействия исследова­нию их причин, распространения и профилактики, а также на сбор информации и образование в сфере здравоохранения и, кроме того, на мониторинг, раннее предупреждение и борьбу с серьезными трансграничными угрозами для здоровья. Де­ятельность Евросоюза должна уважать функции государств- членов по определению их политики в области здравоохране­ния и по организации и предоставлению медицинских услуг и медицинской помощи. Сфера ответственности государств- членов включает в себя управление медицинскими услугами и медицинской помощью и распределение соответствующих ресурсов.

Во исполнение положений указанного выше акта инсти­тутами Евросоюза был разработан и принят целый ряд доку­ментов, посвященных охране психического здоровья, которые приводятся ниже.

Резолюция Совета ЕС от 18 ноября 1999 г. об укреплении психического здоровья.

Резолюция Совета ЕС от 29 июня 2000 г. о действиях по детерминантам здоровья.

Заключения Совета ЕС от 5 июня 2001 г. о стратегии Со­общества по сокращению вреда от алкоголя.

Заключения Совета ЕС от 15 ноября 2001 г. о борьбе с про­блемами, связанными со стрессом и депрессией.

Заключения Совета ЕС от 2 июня 2003 г. по борьбе со стигмой и дискриминацией, связанными с психическими за­болеваниями, были выработаны по результатам заседания данного института, посвященного вопросам трудоустройства, социальной политики, здравоохранения и защите прав потребителей.

Заключения Совета ЕС от 3 июня 2005 г. о действиях Со­общества в сфере психического здоровья засвидетельствовали поддержку итогов конференции по проблемам психического здоровья, проведенной Всемирной организацией здравоохра­нения (далее - ВОЗ) на уровне министров государств Европы в г. Хельсинки с 12 по 15 января 2005 г., в том числе, принятые ее Европейскую декларацию по охране психического здоро­вья (данный документ был подписан, в том числе, Российской Федерацией) и план действий. Кроме того, Совет ЕС привет­ствовал намерение Комиссии по представлению летом 2005 г. Зеленой книги о психическом здоровье, а также призвал госу­дарства-члены и Комиссию к сотрудничеству в рамках реали­зации положений документов, принятых на указанной выше конференции ВОЗ.

Зеленая книга Европейской комиссии от 14 октября 2005 г. «Улучшение психического здоровья населения. Разра­ботка стратегии в области психического здоровья для Евро­пейского Союза» призвана обратить внимание руководства ЕС, государств-членов и прочих заинтересованных лиц на широкий круг проблем, существующих в сфере охраны пси­хического здоровья, и обозначить направления приложения усилий для их решения. Согласно Зеленой книге более 27 % взрослых европейцев ежегодно страдают той или иной фор­мой психического заболевания, наиболее распространенными среди которых являются тревожные расстройства и депрессия. В Евросоюзе ежегодно около 58000 граждан умирают вслед­ствие суицида, что превышает показатель смертей от автока­тастроф, убийств или ВИЧ/СПИДа. Психические заболевания, приводящие к потере трудоспособности и досрочному выходу на пенсию, обходятся экономике Евросоюза в 3-4 % его вало­вого внутреннего продукта (далее - ВВП). При этом были заме­чены значительные диспропорции в состоянии сферы психи­ческого здоровья среди государств - членов ЕС. Так, например, уровень суицидов на 100 000 населения по показателям 2002 г. разнился от 3,6 в Греции до 44 в Литве (самый высокий в мире). Процентное соотношение средств, выделяемых на пси­хическое здоровье из совокупного национального бюджетного финансирования здравоохранения, также менялось в 2004 г.: от почти 14 % в Люксембурге, 12 % в Великобритании и 10 % в Германии до 2 % в Словакии. Очевидно, что обозначенные проблемы требовали разработки соответствующей стратегии на уровне Евросоюза. Комиссия предложила сфокусировать усилия на следующих 4-х аспектах:

  • содействие всеобщему психическому здоровью;

борьба с распространением психических заболеваний с

помощью профилактических мер;

  • улучшение качества жизни людей с психическими рас­стройствами или инвалидностью через социальную интегра­цию и защиту их прав и достоинства;
  • разработка информационной системы и проведение исследований в сфере охраны психического здоровья для ЕС.

Европейский пакт о психическом здоровье и благополу­чии (далее - Пакт), принятый по результатам конференции высокого уровня Европейского Союза «Вместе за охрану пси­хического здоровья и благополучия», состоявшейся в Брюс­селе 12-13 июня 2008 г., стал документом, определяющим в настоящее время стратегию по охране психического здоровья в ЕС. Он обозначил пять приоритетных направлений для при­ложения усилий на уровне Евросоюза:

  • профилактика депрессии и суицида;
  • психическое здоровье молодежи и образование;
  • психическое здоровье на рабочем месте;
  • психическое здоровье пожилых людей;
  • борьба со стигмой и социальной изоляцией.

В целях реализации указанных направлений государствам - членам ЕС вместе с другими соответствующими субъектами в различных секторах, гражданскому обществу Евросоюза и международным организациям было предложено присоеди­ниться к Пакту и содействовать его реализации. Кроме того, им предлагалось создать механизм для обмена информацией; работать вместе, чтобы выявить успешные практики и факто­ры успеха в соответствующей политике и действиях для ре­шения приоритетных направлений Пакта, и разработать со­ответствующие рекомендации и планы действий; сообщить о результатах такой работы посредством проведения серии кон­ференций по приоритетным направлениям Пакта в течение ближайших лет.

О поддержке Пакта заявили правительства Великобрита­нии и Германии, а также ряд европейских организаций, функ­ционирующих в сфере охраной психического здоровья.

Резолюция Европейского парламента по психическому здоровью от 19 февраля 2009 г. также засвидетельствовала под­держку Пакта. Отметив, что только в 2006 г. психические за­болевания нанесли экономике Евросоюза ущерб в размере 436 млрд евро, Европейский парламент призвал ЕС к выделению финансовых средств в рамках Седьмой рамочной программы для проведения исследований в сфере психического здоровья и благополучия, а также взаимосвязей между проблемами физического и психического здоровья. Кроме того, данный ин­ститут ЕС предложил государствам-членам изыскать возмож­ности финансирования инициатив по охране психического здоровья с использованием средств Европейского социального фонда и Европейского фонда регионального развития.

Постоянный комитет европейских врачей на своем засе­дании в Праге 14 марта 2009 г. принял документ «Психическое здоровье на рабочем месте: здоровье и работоспособность». В нем он подчеркнул важность поддержания психического здоровья на рабочем месте и отметил высокую стоимость про­блем в данной сфере. Так, в Великобритании 40 % затрат на компенсацию нетрудоспособности связано с психическими расстройствами, в Нидерландах 35 % невыходов на работу вы­звано психологическими проблемами, в Австрии последние также являются причинами значительного роста прогулов, в Германии в 2003 г. возраст раннего ухода на пенсию из-за про­блем с психическим здоровьем составил 48 лет. Потери ком­паний при этом составляют от 3 до 5 % от оборота, достигая порой 10 %. По мнению указанного комитета, проблема пси­хического здоровья на рабочем месте имеет комплексный ха- рактер.

В соответствии с указанным выше документом деятель­ность, направленная на улучшение психического здоровья на рабочем месте, должна проводиться как на уровне организа­ции, так и индивидуально; ей должен способствовать эффек­тивный диалог и партнерство работодателей и профсоюзов, защита персональных данных работников, поддержка малого и среднего предпринимательства, включение охраны психиче­ского здоровья в корпоративную политику компаний. Важно развивать программы раннего вмешательства и реабилита­ции, дополнять их профилактическими мероприятиями, соз­давая комфортную психологическую обстановку на рабочем месте. Все это требует наличия хорошо подготовленного пер­сонала, в том числе врачей и медсестер, а также штатных экс­пертов и психологов.

Группа независимых экспертов, собранная по иници­ативе Владимира Шпидлы (Vladimir Spidla), занимавшего должность Европейского комиссара по трудоустройству, со­циальным вопросам и равным возможностям с 2004 по 2010 г., 23 сентября 2009 г. представила доклад о переходе от инсти­туционального к общинному уходу. В нем отмечается, что в сфере охраны психического здоровья в последние десятилетия наблюдается значительное снижение количества случаев дли­тельного содержания в стационарах. Однако прогресс в дан­ной области гораздо заметнее в странах Западной Европы, чем в Центральной и Восточной Европе.

Анализ 73 исследований, проведенных в середине 90-х годов ХХ в., осуществленный авторами указанного выше до­клада, показал большую эффективность общинного ухода по сравнению с институциональным. Соответствующие лица демонстрировали более высокий уровень личной удовлетво­ренности и социального включения с меньшим количеством проблем, связанных с чувством незащищенности или одино­чества. Исследования показали, что стоимость общинного ухо­да равна или даже ниже аналогичного по качеству институци- онального.

С 2009 г. начал функционировать Компас ЕС для дей­ствий по охране психического здоровья и благополучия (да­лее - Компас). Это электронный портал, объединяющий информационные базы по основным направлениям охраны психического здоровья, обозначенным Пактом. Он содер­жит четыре вида ресурсов: во-первых, коллекцию примеров успешной практики создания как программ, так и политик, разработанных на международном, национальном или реги­ональном уровнях; во-вторых, политические документы, ре­комендации и декларации, в том числе, национальные или региональные, планы и стратегии охраны психического здо­ровья, а также подборку ключевых документов Европейской комиссии; в-третьих, отчеты и исследования, охватывающие общие вопросы психического здоровья или конкретные темы, связанные с приоритетными его областями; в-четвертых, ряд заявлений заинтересованных сторон, учреждений и государ­ственных органов, демонстрирующих поддержку и готовность осуществлять в дальнейшем меры в области охраны психиче­ского здоровья20.

Основные информационные усилия Компаса сконцен­трированы в настоящее время на семи областях: предотвраще­ние депрессии и содействие устойчивости к ней; улучшение доступа к услугам в области психического здоровья; предо­ставление услуг в области психического здоровья на основе общинного ухода; предотвращение самоубийств; психическое здоровье на работе; психическое здоровье в школах; разработ­ка комплексных подходов управления соответствующей сферой.

Заключения Совета ЕС от 6 июля 2011 г. о Европейском пакте о психическом здоровье и благополучии: результаты и дальнейшие действия стали очередным документом, при­нятым в поддержку Пакта. Совет ЕС предложил запустить Совместное действие по психическому здоровью и благопо­лучию (The Joint Action for Mental Health and Well-being), фи­нансируемое, в том числе, из бюджета ЕС в рамках Програм­мы общественного здравоохранения ЕС на 2008-2013 годы.

Совместное действие по психическому здоровью и благо­получию было создано 1 февраля 2013 г. со сроком действия до 31 января 2016 г. Оно было направлено на создание плана дей­ствий в области психического здоровья на европейском уровне и основывалось на предыдущей работе, проделанной в рамках реализации положений Пакта. Совместное действие по пси­хическому здоровью и благополучию включало 51 партнера, представляющих 28 государств - членов ЕС, и 11 европейских организаций. Его работа координировалась Факультетом медицинских наук, Нового университета Лиссабона (Nova Medical School/Faculdade de Ciencias Medicas, Nova University of Lisbon), Португалия. Его деятельность была направлена на решение задач в рамках пяти областей: укрепление психиче­ского здоровья на рабочих местах; продвижение психическо­го здоровья в школах; содействие борьбе против депрессии и самоубийств и реализация подходов в области электронного здравоохранения; развитие общинного и социально включен­ного ухода за людьми с тяжелыми психическими расстройства­ми; а также содействие интеграции компонента психического здоровья во все политики. Желаемые результаты достигались путем структурированной совместной работы, с вовлечением государств-членов, структур Евросоюза, соответствующих за­интересованных сторон и международных организаций, при­водящей к разработке согласованных планов действий.

Финансирование Совместного действия по психическому здоровью и благополучию осуществлялось Исполнительным агентством по правам потребителей, здравоохранению, сель­скому хозяйству и продовольствию за счет средств бюджета ЕС в рамках реализации второй программы действий Сооб­щества в сфере здравоохранения (2008-13). Объем средств, выделенных на его функционирование Евросоюзом, составил примерно 1,492 млн евро. При этом по общим правилам программы финансирования указанные средства должны были составлять не более 60 % от всех расходов.

В целях реализации положений Пакта в различных госу­дарствах - членах ЕС в сотрудничестве с Комиссией в период с 2009 по 2016 годы было проведено восемь международных конференций.

По результатам последней из них - Итоговой конферен­ции Совместного действия по психическому здоровью и бла­гополучию, прошедшей с 21 по 22 января 2016 года в Брюсселе (Бельгия) - государства-члены ЕС и Комиссия были пригла­шены к сотрудничеству по реализации Рамочного плана дей­ствий по психическому здоровью и благополучию в рамках существующих приоритетных направлений.

Проведенный анализ основных наднациональных право­вых инструментов охраны психического здоровья Европейско­го Союза позволяет сделать ряд следующих выводов.

Во-первых, проблемы в сфере психического здоровья яв­ляются чрезвычайно актуальными для объединенной Европы, носят комплексный характер и ежегодно наносят многомил­лиардный ущерб экономике Евросоюза, на уровне 3-4 % его ВВП.

Во-вторых, основной контроль за сферой охраны психи­ческого здоровья находится у государств-членов. Полномочия ЕС носят дополнительный, координационно-вспомогатель­ный характер.

В-третьих, источники, принятые Евросоюзом в данной сфере, носят преимущественно рекомендательный характер, в то же время они демонстрируют общее видение проблем, существующих в сфере охраны психического здоровья, и сви­детельствуют о наличии общих подходов к их решению среди государств-членов и на уровне ЕС.

В-четвертых, в последние годы государства - члены ЕС не­сколько расширили координационные функции Евросоюза в сфере охраны психического здоровья. На наднациональном уровне были разработаны и запущены соответствующие ор­ганизационные механизмы, созданы информационные интер­нет порталы, обеспеченные, в том числе, бюджетным финан­сированием ЕС. Эти тенденции свидетельствуют о возможной будущей гармонизации национального европейского законо­дательства, регулирующего охрану психического здоровья.

В-пятых, европейский опыт межгосударственного сотруд­ничества и наднациональной координации, а также правово­го регулирования указанной сферы может быть полезен при углублении процессов евразийской интеграции в рамках Ев­разийского экономического союза, в состав которого входит Российская Федерация.

* Статья выполнена при поддержке «Союза специалистов в сфере охраны психического здоровья» в рамках научного исследования «Правовое регулирование охраны психического здоровья в госу­дарствах Европейского Союза (на примере ФРГ и Великобрита­нии) и Российской Федерации: организационные и финансовые аспекты».

Международное гуманитарное право и уголовное законодательство Российской Федерации»

2013-04-25

Обзор «круглого стола» «Международное гуманитарное право и уголовное законодательство Российской Федерации» (г. Москва, 14 ноября 2012 г .) ...

Читать...

Лидеры студенческих организаций стран ШОС создали координационный совет

2015-09-23

Решение о формировании Координационного совета студенческих организаций стран ШОС было принято накануне вечером, 27 августа, участниками I Саммита студенческих лидеров стран ШОС, который проводился в ...

Читать...

Радикулит – симптомы и лечение

2016-10-31

Радикулит дает о себе знать без предупреждений. Общее состояние кажется абсолютно нормальным, пока одно неосторожное движение, и вы уже самостоятельно не можете согнуться, или разогнуться. Людям, ...

Читать...

Система Orphus
Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru