Займер RU CPS

Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации

Автор: МАРЧЕНКОВА Лилия Михайловна
Категория: Новости финансов Создано: 12.12.2016 12:39

 В статье рассматривается деятельность государства и его основных институтов по осуществлению финансового контроля в экономике. Важнейшей составной частью функционирования экономики являются финансы и финансовые институты. Деятельность финансовых институтов регулируется и контролируется государством. Одним из элементов государственного контроля является финансовый контроль, роль которого в последнее время очень велика.

Финансы и финансовая система играют важную роль в экономике. Государство располагает финансовыми ресурса­ми для реализации своей внешней и внутренней политики, для обеспечения выполнения социально-экономических про­грамм. Существование финансового контроля объективно об­условлено наличием контрольной функции государства. Фи­нансовый контроль играет важнейшую роль, так как в нашей постоянно развивающейся экономике происходит усложне­ние связей и отношений в финансовой сфере, увеличивается количество субъектов этих отношений, совершенствуются на­рушения в финансовой сфере.

Для выполнения множества задач государство аккуму­лирует, распределяет и расходует денежные средства. Четко поставленный финансовый контроль позволяет выявить ре­зультативность деятельности органов государства и хозяйству­ющих субъектов.

Финансовый контроль регулирует и контролирует об­щественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства. А финансовая деятельность государства представляет собой процесс создания, распре­деления и использования фондов денежных средств. Финансовым контролем за­нимаются все государствен­ные, включая специальные

контрольные органы, хо­зяйствующие субъекты и общественные организации,

права, обязанности и ответственность, регламентированы и за­креплены законодательно.

Финансовому контролю подлежат:

- Федеральный бюджет и его исполнение, бюджет федеральных органов;

  • денежное обращение страны;
  • кредитные ресурсы и направление их использования;
  • государственный долг страны и резервы страны;
  • финансовые и налоговые льготы и преимущества и их предоставление.

Целью финансового контроля является достижение эф­фективного и оптимального использования финансовых ре­сурсов во всех сферах и уровнях экономики страны. Объектом финансового контроля выступают денежные средства, а также всевозможные материальные и нематериальные средства. Во время контроля проверке подлежат выручка от реализации, себестоимость продукции, прибыль предприятий, организа­ций, фирм, банков и других учреждений, налоги, отчисления в различные фонды. Финансовым контролем охватывается практически вся хозяйственная деятельность, связанная с при­менением и использованием денежных средств или их экви­валентов.

Задачи финансового контроля разнообразны, выделим важнейшие из них:

  • обеспечить соблюдение действующих законов, норма­тивно-правовых актов в финансовой и хозяйственной деятель­ности;
  • способствовать достижению баланса между потребно­стями государства, предприятий, организаций в финансовых ресурсах и величиной денежных доходов государственного бюджета;
  • обеспечить выполнение финансовых обязательств в пол­ном объеме и в установленные сроки перед бюджетной систе­мой всеми субъектами финансовых правоотношений;
  • содействовать рациональному расходованию денежных средств, товарно-материальных ценностей и на предприятиях и в организациях;
  • своевременно предупреждать и устранять нарушения финансовой дисциплины, бухгалтерского учета и отчетности.

Любой контроль предполагает определенную ответствен­ность за нарушения деятельности, в том числе и финансовый контроль. Так, за нарушение особенностей осуществления фи­нансовых операций, нарушения в сфере расчетов и хранения денежных средств, предусматриваются финансовые санкции. Финансовые санкции - это, прежде всего, меры ответственно­сти, которые способствуют оздоровлению и повышению эф­фективности производства.

Финансовый контроль бывает государственный, внутри­хозяйственный и аудиторский в зависимости от субъектов, за­нимающихся контрольной деятельностью.

Так, государственный финансовый контроль, осуществля­емый органами власти и управления, реализуется через обще­государственный, вневедомственный и ведомственный финан­совый контроль.

Общегосударственный контроль осуществляют Феде­ральное собрание Российской Федерации и Правительство Российской Федерации; вневедомственный контроль — специ­альные финансово-кредитные органы Министерства финансов Российской Федерации, Банка России, ФНС и ее территори­альных подразделений и др. Ведомственный контроль за дея­тельностью входящих в их систему хозяйствующих субъектов осуществляют министерства, ведомства и другие органы госу­дарственного управления.

Если рассматривать органы, осуществляющие финансо­вый контроль, то можно выделить:

  • Счетную палату Российской Федерации — важнейший орган, осуществляющий финансовый контроль. Это посто­янно действующий орган, подотчетный и образуемый Феде­ральным собранием Российской Федерации. Основная задача Счетной палаты Российской Федерации заключается в опре­делении эффективности, целесообразности расходов средств государственного бюджета, в контроле за исполнением доход­ных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
  • Министерство финансов Российской Федерации - кон­тролирует исполнение федерального бюджета, а также це­левого использования средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, организациям и учреждениям. Оно также осуществляет контроль за использованием средств госу­дарственных (федеральных) внебюджетных фондов.
  • Федеральное казначейство - контролирует доходы и расходы федерального бюджета, регулирует финансовые от­ношения между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами и др.
  • Федеральная налоговая служба - ведет контроль пра­вильности исчисления налогов и других обязательных плате­жей, следит за соблюдением законодательства о налогах и сбо­рах, контролирует полноту и своевременность их внесения в соответствующие бюджеты. Контроль проводится должност­ными лицами налоговых органов, таможенных органов и орга­нов государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции. Данные органы проводят налоговые проверки, по результатам которых требуют получения объяснений на­логоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора. Проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, могут осу­ществляться в других формах, предусмотренных НК.

Проведения налоговых проверок, их правила и условия закреплены в ст. 87-89 НК. Налоговый контроль согласно за­конодательству осуществляется в формах камеральной, вы­ездной и встречной налоговых проверок. Субъекты и объекты налоговых проверок многочисленны. К ним отнесены мини­стерства, ведомства, государственные учреждения и организа­ции; коммерческие предприятия и организации; совместные предприятия; негосударственные учреждения и организации; граждане России, иностранные граждане и лица без граждан­ства.

  • Банк России осуществляет контроль и надзор за дея­тельностью банков и других кредитных учреждений. Кроме того, Банк России принимает решение о государственной ре­гистрации кредитных организаций в соответствии со ст. 59 данного закона и в целях осуществления контрольных и над­зорных функций, ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их. Банк России контролирует проведе­ние расчетов, денежное обращение и валютные операции.
  • Федеральная таможенная служба является федераль­ным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Кроме государственных органов финансовый контроль осуществляют специалисты экономических служб хозяйству­ющих субъектов, а также независимые аудиторы и аудитор­ские фирмы.

Внутрихозяйственный финансовый контроль (внутрен­ний аудит) проводится по решению их руководителей на кон­кретных предприятиях, в учреждениях и организациях. Дан­ный контроль осуществляется внутренними экономическими службами: финансовым отделом, бухгалтерией, отделом бюд­жетирования и т. д. Контрольные функции связаны непосред­ственно с финансовой и хозяйственной деятельностью самого предприятия и входящих в его структуру подразделений.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль (внешний аудит) выполняется специально аттестованными юридическими лицами и физическими лицами (аудиторами), также не является государственным. Их деятельность является предпринимательской, основная цель которой — установле­ние достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствие совершаемых ими операций дей­ствующим нормативным актам.

Финансовый контроль подразделяется на предваритель­ный, текущий и последующий, в зависимости от времени его проведения.

По полноте охвата выделяют: полный контроль, частич­ный контроль, комплексный и тематический финансовый кон­троль. Выделяют также сплошной и выборочный контроль.

Сложились определенные методы финансового контро­ля, то есть приемы, способы и средства его осуществления. К ним относятся: наблюдение, проверка, обследование, анализ и ревизия. Проверка затрагивает основные вопросы финансо­вой деятельности и проводится с использованием первичных документов и бухгалтерских регистров. Обследование основы­вается на достаточно широком круге показателей и нужно для оценки финансового положения объекта контроля, необходи­мости его реструктуризации и т. п. Анализ направлен на вы­явление нарушений финансовой дисциплины, а также опре­деление стоимости предприятия (бизнеса).

Ревизия является основным методом финансового кон­троля— проводится с целью обследования и установления законности финансовой дисциплины на экономическом объ­екте. Ревизии закреплены законодательством. Они носят обя­зательный и регулярный характеры проведения. Ревизоры об­ладают очень широким кругом прав. Они могут:

  • проверять бухгалтерскую отчетность и первичную до­кументацию, бюджеты, сметы, а также фактическое наличие основных и оборотных средств, ценных бумаг;
  • опечатывать складские помещения и кассы, проводить инвентаризации;
  • получать письменные разъяснения от должностных лиц по возникающим в ходе обследования вопросам;
  • если сохранность документов не может быть гаранти­рована, то изымать в установленном порядке некоторые доку­менты;
  • привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии и др.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной — не реже двух раз в год.

Ревизии по содержанию бывают документальными и фактическими. Документальные представляют собой провер­ку различных финансовых документов, а фактические провер­ку наличных денежных средств, ценных бумаг и материальных ценностей.

Кроме того по обследуемому периоду деятельности ре­визии делят на фронтальные (полные) и выборочные ревизии. При полной ревизии проверяется вся деятельность субъекта за установленный период. При выборочной только часть или отдельные моменты деятельности субъекта.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразде­ляются на тематические и комплексные. Первые из них сво­дятся к обследованию какого-либо направления финансовой работы. В комплексной ревизии могут принимать участие одновременно ревизоры нескольких органов.

Таким образом, финансовый контроль имеет очень важ­ное значение в хозяйственной деятельности предприятий, ор­ганизаций, учреждений и всей страны. Финансовый контроль разнообразен и выключает множество субъектов. Поэтому важнейшей задачей, стоящей перед государством, является разработка эффективной системы контроля, имеющей силь­ную нормативно-правовую основу и единые правовые прин­ципы, в целях повышения эффективности функционирования экономики России.

САМОРОДОВА Елена Михайловна – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики Орловского государственного университета экономики и торговли

ИЛЮХИНА Ирина Борисовна – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия Орловского государственного университета экономики и торговли

Право ВТО в правопорядке России и Таможенного союза

2014-01-31

На юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова состоялся организованный кафедрой международного права круглый стол на тему «Вопросы пря­мого действия права ВТО в правопорядке РФ и Таможенного союза...

Читать...

Исследования проблем миграции в Казанском федеральном университете

2015-08-14

Обзор международной научно-практической конференции «Европейская и евразийская миграционные системы: сходства и различия правового регулирования», проведенной 11-12 декабря 2014 г. Центром Европейског...

Читать...

Правовое регулирование инновационной деятельности в России в кризисных условиях

2016-12-12

 В статье представлены результаты исследований, согласно которым на современном этапе в Российской Федерации необходима работа по совершенствованию нормативно-правовой базы для осуществления иннов...

Читать...

Система Orphus
Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru