Некоторые особенности деятельности органов советской власти по продовольственному обеспечению населения Башкирии в период перехода к новой экономической политики

Автор: Александр Грин
Категория: Новости в России Создано: 12.07.2017 16:05

АХМЕТШИН Руслан Александрович
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин

В период перехода к новой экономической политики одной из основных целей органов советской власти было соз­дание «продовольственного резерва» для решения с его помо­щью государственных задач. Вопросы продовольственного обе­спечения населения городов и выстраивания взаимовыгодных рыночных отношений с крестьянами выдвигались на второй план. Данные обстоятельства способствовали бурному негодо­ванию населения, которое, обезумев от голода, начало убивать работников советской власти, коммунистов, грабить амбары с продовольствием. Недовольство народных масс и перспектива надвигающейся экономической катастрофы побудили органы советской власти перейти к новой экономической политике, которую с недовольством восприняли большинство государ­ственных и партийных деятелей как в центре, так и на местах. С переходом к миру в стране назрела необходимость отказа от политики «военного коммунизма», в том числе и в Башкирии. Крестьянство было недовольно продразверсткой, которая не только лишала экономической заинтересованности в расши­рении своего хозяйства, но нередко не оставляла и самого не­обходимого для поддержания жизни крестьянской семьи.

Переход к новой экономической политике был ознаме­нован решением X съезда РКП(б) (март 1921 г.) о замене раз­верстки продналогом. По существу новой политики после вы­полнения налога крестьянам разрешалось продавать на рынке излишки продовольствия, что, несомненно, зарождало в них хозяйственную предприимчивость в результатах своего труда. Вырисовывались предпосылки к восстановлению рыночных отношений между деревней и городом. Однако если в годы Гражданской войны и «военного коммунизма» (1918-1921) усиливался отток населения из города в деревню (голод и раз­руха), то с переходом к нэпу нарастала миграция из деревни в город не только за счет возвращающихся рабочих, но и за счет усиления передвижения самого сельского населения. Но процесс нарастающей урбанизации для Башкирии был незна­чительным. Так, сельское население республики, по данным десятой выборочной сельскохозяйственной переписи 1922 г., равнялось 2 194 137 человек, что составляло 92,14 % от всего населения. Жители городов и поселений городского типа ре­спублики, по данным Всероссийской городской переписи 1923 г., составляли 186 971 человек, или 7,86 % всего населения. Как видно из приведенных выше цифр, число рабочих в Башки­рии было крайне незначительно и основная масса населения была из крестьян.

В условиях введения нэпа деятельность органов советской власти региона по продовольственному обеспечению приоб­ретала значительную роль с учетом того, что им приходилось совершенствовать направления работы в вопросах обеспе­чения продовольствием населения Башкирии. Так, в начале продовольственной кампании государством был поставлен вопрос о введении хлебного налога в общегосударственном масштабе. В результате Башкирию отнесли к благополуч­ному району по урожайности хлеба, что не соответствовало действительному положению дел в республике. О том, что центр владел недостоверной информацией, свидетельствует та работа по взиманию хлеба, которую он проводил. Так, цен­тральные органы власти ошибочно присвоили третий разряд по урожайности Стерлитамакскому кантону, Юрматынскому и Яланскому - второй разряд, остальным девяти кантонам - первый разряд. В соответствии с декретом СНК РСФСР от 21 апреля 1921 года «О натуральном налоге на хлеб, картофель и масличные семена» устанавливалось 11 разрядов по урожаю, от 25 до 70 пудов и более на десятину, и 7 групп хозяйств по количеству пашни на одного едока в хозяйстве. В зависимости от принадлежности хозяйства к одной из этих групп и урожая той местности, в которой находится хозяйство, определялась налоговая ставка на одну десятину пашни. При установлении общей суммы налога на хозяйство подесятинная ставка увели­чивалась во столько раз, сколько десятин пашни имеет хозяй­ство. Чем выше был разряд по урожайности, тем большему налогу на хлеб подвергался отдельный кантон. Позднее пять кантонов отнесли к первому разряду, а остальные к частично­му обложению, что было ближе к истине.

Советская власть Башкирии приняла решение установить денежный и натуральный сбор с проданных на базарах про­дуктов в пользу голодающих и запретить самовольный вывоз из республики продовольствия. Были организованы меропри­ятия по сбору пожертвований в помощь голодающему насе­лению. В результате комплекса мер, предпринятых органами советской власти Башкирии, к концу 1921 г. было собрано 110 млрд руб., 89 тыс. пудов мяса, 720 тыс. пудов хлеба, свыше 200 тыс. пудов овощей. Для успешного выполнения продоволь­ственного налога Башкирский народный комиссариат продо­вольствия (Башнаркомпрод) и БашЦИК организовали и ут­вердили чрезвычайную ударную группу (ЧУГ) с возложением на нее полной ответственности за проведение налоговой кам­пании в Башкирии.

БашЦИК был высшим органом советской власти в Баш­кирии в период между съездами Всебашкирского Совета ра­бочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Примечательно то, что одной из основных целей деятельности БашЦИК в 1921 году было разрешение продовольственного вопроса. Для борьбы с голодом, эпидемиями и беспризор­ностью при БашЦИК были образованы следующие комис­сии: помощи голодающим, по улучшению быта рабочих и крестьян, помощи больным и раненым красноармейцам, по улучшению жизни детей. Кантонные ЧУГ имели уполномо­ченных по числу районов с подчинением им всей налоговой инспектуры. Чтобы не дожидаться окончания работы местных продовольственных органов по получению хлеба, кантонные ЧУГ обратились с призывом к населению о сдаче хлеба, мяса авансом в счет налога по всем селениям Башкирии. Результат был, но незначительный. Такой «призыв» был провозглашен центральными башкирскими ЧУГ, после чего данная органи­зация прекратила свое существование и вся работа перешла к укреплению заготовок. Кантонные ЧУГ, в отличие от цен­тральных, имели более лучшее показатели, несмотря на сла­бый аппарат управления, благодаря энергии, быстрой опти­мизации и организации.

Таким образом, можно отметить, что органы советской власти в Башкирии были нацелены на восстановление сельско­го хозяйства, подъем продовольственного обеспечения населе­ния с использованием новых экономических инструментари­ев. Нельзя сказать, что при политике «военного коммунизма» помощь малоимущим крестьянам не оказывалась, она была, но проводилась преимущественно путем внутреннего пере­распределения комитетами бедноты продовольствия, которое изымалось у кулаков.

Оказание продовольственной помощи голодающему на­селению шло и по линиям общественного питания и разви­тия общественных работ. Посильную помощь голодающим организовали кооперативные объединения. В Бурзян-Тангау- ровском кантоне по линии кооперативного объединения в 26 столовых в январе 1922 г. питались 2 500 человек, в феврале - в 36 столовых - 4 000 человек, в марте - 4 500, в апреле - 6 000 челове.

Виды и формы помощи пострадавшему от неурожая на­селению, а также ее размеры определялись временем и при­током продовольствия извне.

В этих непростых условиях правительство подписало ряд соглашений с иностранными государствами. Так, было под­писано соглашение между правительством РСФСР и Амери­канской администрацией помощи голодающим (АРА) от 20 августа 1921 года. Уфимская контора АРА осуществляла свою продовольственную программу с ноября 1921 г. по июнь 1923 г. До весны 1922 г. помощь оказывалась преимущественно де­тям - обязались дать дополнительное питание 1 млн. детей, а затем это распространилось и на взрослое население. Обеспе­чение шло такими продуктами питания, как: мука, рис, бобы, сало, сгущенное и сладкое молоко. Пайки выдавались в столо­вой, на дом не отпускались.

Для контроля за работой в каждой столовой организо­вывались Российско-Американские комитеты помощи детям (РАКПД), состоявшие из представителей местной власти, комиссии помощи голодающим и общественных деятелей, пользующихся доверием местного населения. АРА дало согла­сие на 30 000 пайков по кантонам: Тамьян-Катайский - 5 000; Яланский - 2 000; Аргаяшевский - 5 000; Дуван-Кушинский - 5 000; Кудейский - 1 000; Табынский - 3 000; Стерлитамакский и город Стерлитамак - 4 000; Юрматынский - 5 000. Помимо этих 30 000, для южных кантонов Башкирии были предостав­лены еще 10 000 пайков.

В июле 1922 года в Уфимском округе в столовых АРА го­рячая пища ежедневно выдавалась более чем 500 тыс. детей, а 1,02 млн взрослых получали пайки зерна кукурузы. После сбора в целом удовлетворительного урожая 1922 г. американ­цы заметно снизили поставки продовольствия в города и села. Однако значительная часть населения продолжала страдать от недоедания, и поэтому деятельность благотворительной орга­низации продолжалась вплоть до лета 1923 г.

Стоит отметить и соглашения между Германским Крас­ным крестом и комиссией по оказанию помощи голодающим при ВЦИК, а также РСФСР с доктором Ф. Нансеном от 28 августа 1921 года. В результате соглашений была оказана по­мощь медикаментами, а также врачебная помощь.

В период перехода к новой экономической политике на­чался процесс восстановления всего сельского хозяйства. Од­ним из направлений органов советской власти Башкирии было возрождение посевных площадей в крестьянских хозяйствах, но сначала было необходимо обеспечить башкирское населе­ние семенами. С этой целью советская власть предоставляла семенные ссуды и льготы по процентам и срокам возврата ссуд, однако помощь государства из-за отсталости и безграмотно­сти башкирских крестьян часто оказывалась неэффективной. Например, выданные государством семена башкирские кре­стьяне сеяли во вспаханную землю, но хлеб не растет, если ее «не обработаешь с осени, да не проборонуешь за ней перед севом». А еще с такого урожая осенью было необходимо вер­нуть государству семена и заплатить продовольственный на­лог. Подобные хозяйства не укреплялись, а напротив, слабели и разорялись. Поэтому стояла задача - научить башкирского крестьянина, как и где сеять, какую землю какими семенами засевать, т. е. познакомить с основами «хлеборобства.

Как итог, следует отметить, что продовольственное обе­спечение населения Башкирии, продразверстка и ее послед­ствия - задачи, стоящие перед регионом к началу нэпа, не были решены в полной мере и в период перехода к новой экономической политике. Также отметим, что деятельность органов советской власти Башкирии, в частности, по реализа­ции продовольственного обеспечения в годы перехода к новой экономической политике, была не всегда адекватной требова­ниям времени, не было четко построенного механизма сотруд­ничества между центральными исполнительными органами государства и региона. В голодный период Башкирии помощь со стороны центральных органов государства поступала несво­евременно и не в том количестве, в котором нуждался регион. На момент перехода к нэпу у органов советской власти было множество нормативно-правовых документов, регламенти­рующих порядок взимания и исчисления продналога, но не было практики применения кодифицированных законов в условиях продовольственного голода и продовольственной зависимости населения и государства. Предпринимая попыт­ки увязать свободу, материальную заинтересованность и при этом не отдать функции администрирования сектором продо­вольственного обеспечения, органы советской власти Башки­рии определяли семенные ссуды для землевладельцев; пони­жали налоговые ставки «старательному» населению; пытались вводить продналог в зависимости от посевных площадей рай­онов, от территории, от климатических условий региона и т. д.

Торговые прилавки стеллажи

2016-09-15

Чтоб достичь больших уровней продаж, стоит учитывать не только хорошие условия закупки, маркетинговый компонент, рентабельность, но и внешний вид товара. Наружный облик, дизайн места продажи тоже им...

Читать...

Рецензия на монографию Д. С. Боклан «Международное экологическое право и международные отношения»

2015-08-14

В октябре 2014 г. я принимал участие на третьих чтениях по российскому праву в Потсдамском университете. В сво­бодное от лекций время посещал великолепную библиотеку, которая размещается в бывшем здан...

Читать...

УСУ для автоматизации: особенности программы

2016-09-02

Программа для автоматизации Универсальная Система Учета выгодно выделяется среди ряда конкурирующих программных продуктов. Особенностей у этой системы немало, и некоторые из них будут освещены в этом ...

Читать...

Система Orphus
Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru