Особенности инвестиционной деятельности как объекта налогового регулирования

Особенности инвестиционной деятельности как объекта налогового регулирования
Rate this post

 В статье рассматриваются основные факторы развития инвестиционного климата. важным рычагом, способствующим подъему экономики, в значительной степени является эффективная инвестиционная деятельность. для развивающейся экономики российской федерации в последнее время был характерен достаточно высокий уровень налогообложения.

Инвестиционная ситуация в России на текущем этапе ее экономического развития характеризуется, с одной стороны, выходом из кризисной ситуации, а с другой — отсутствием в достаточном объеме инвестиций. Экономисты отмечают, что позитивным является вовлечение в сферу производства но­вых механизмов его планирования и регулирования, перво­начальные попытки проектного финансирования, появление законодательной базы. При этом, несмотря на некоторые по­ложительные перемены, произошедшие в экономике России, объемы инвестиций не имеют постоянной динамики роста, и значительная часть промышленных организаций нуждается в обновлении материальной базы.

Одним из главных факторов общеэкономической ситу­ации в стране является инвестиционный климат, который, в свою очередь, имеет значение для инвестирования. И важ­ным рычагом, способствующим подъему экономики, в значи­тельной степени способствует эффективная инвестиционная деятельность. Ее цели могут быть различными: расширение собственной предпринимательской деятельности за счет нако­пления финансовых и материальных ресурсов, приобретение новых предприятий, диверсификация в результате освоения неизведанных областей бизнеса, снижение издержек обраще­ния по причине роста объемов производства.

Основу инвестиционного климата, прежде всего, состав­ляет полная и четко отрегулированная нормативно-законода­тельная база.

Главными источниками права в России являются: Кон­ституция РФ, Кодексы РФ, законодательные акты РФ, респу­блик, краев, областей, органов местного самоуправления. К настоящему моменту удалось сформировать достаточно об­ширную правовую базу, регулирующую инвестиционную де­ятельность.

В первую очередь, это статьи 8 и 34 Конституции РФ, со­гласно которым в Российской Федерации гарантируется сво­бода экономической деятельности, и каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Экономисты, рассматривая указанные законодательные акты с позиций их соответствия рыночным отношениям, от­мечают расширительную трактовку инвестиционной дея­тельности как вложения инвестиций (инвестирование) и со­вокупность практических действий по их реализации в целях получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта. В данном случае инвестиционная деятельность рас­сматривается как необходимое условие и как разновидность предпринимательства, необходимой предпосылкой которого является процесс накопления денежных ресурсов и получение прибыли.

В современных условиях инновационных преобразова­ний экономики повышение эффективности инвестиционного развития регионов, создание благоприятного инвестиционно­го климата становится одной из основных задач, которая вклю­чает выбор источников инвестиций, создание необходимой нормативно-правовой базы, определение органов, ответствен­ных за реализацию инвестиционной политики и привлечение инвестиций, организацию работы с инвесторами и т.д.

Представляется, что ключевое внимание должно быть уделено тем направлениям и отраслям народного хозяйства, развитие которых способно оказать проецирующее и мульти­плицирующее действие на смежные области и секторы эконо­мики. В этом случае акцентированное воздействие на узловые точки экономического роста активизирует цепную реакцию и позволит вовлечь в инвестиционный и воспроизводственный процесс большее число хозяйствующих субъектов.

Оптимальное решение поставленной задачи видится в формировании, поддержке и развитии межотраслевых ком­плексов на территории региона. Межотраслевой комплекс представляет собой интеграционную структуру, характеризу­ющую взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта.

В интересах всестороннего развития экономики регио­нов и социальной среды целесообразно формирование тако­го межотраслевого комплекса, который будет удовлетворять следующим условиям: доступность необходимой ресурсной базы; возможность широкого территориального распростра­нения и размещения структурных элементов комплекса; воз­можность диверсификации предлагаемого продукта, расши­рения ассортимента товаров и услуг, улучшение их качества; направленность на удовлетворение спроса широкого круга потребителей независимо от их социально-имущественного положения.

Для развивающейся экономики Российской Федерации в последнее время был характерен достаточно высокий уро­вень налогообложения. И это несмотря на исключительно широкое распространение налоговых льгот. Причем льготы постоянно изменяются, пересматриваются, отменяются, со­кращаются и т. д. Как показывает опыт, значительная часть этих льгот экономистами и бухгалтерами не используется по причине неясного представления о порядке их применения, а также соответствующей учетной работы, т. е. при высоком уровне регламентации льгот их эффективность крайне незна­чительна.

Политическое руководство страны осознало необходи­мость радикального преобразования налоговой системы. В области социальной политики и модернизации экономики определены приоритетные задачи. Доминанта макроэконо­мической политики — налоговая реформа. В рамках её осу­ществления должны быть достигнуты следующие цели:

— ослабление общего налогового бремени на законопос­лушных налогоплательщиков путём более равномерного рас­пределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков;

— усиление справедливости налоговой системы за счёт выравнивается условий налогообложения для всех налогопла­тельщиков;

— упрощение налоговой системы за счёт установления ис­черпывающего перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа;

— обеспечение стабильности налоговой системы;

— существенное повышение уровня собираемости налогов и сборов.

Таким образом, можно утверждать, что должна быть до­стигнута задача согласования долгосрочных интересов госу­дарства, цивилизованных предприятий и большинства насе­ления.

При этом реформа предполагает создание стройной си­стемы налогового регулирования, целью которой будет урав­новешивание общественных, корпоративных и личных эконо­мических интересов участников налоговых правоотношений. В качестве методов налогового регулирования можно назвать систему налогового стимулирования, оптимизацию налого­вых ставок, систему налоговых льгот и меры санкционного действия.

Как отмечают экономисты, пакет законодательных актов, который был принят в последнее время, своей целью имеет оптимизацию инвестиционного климата, так как предусма­тривает создание более благоприятного налогового режима деятельности инвесторов, новую систему амортизации, и дол­жен способствовать увеличению оборотных средств и росту инвестиций предприятий.

В целях совершенствования такой составляющей инве­стиционного механизма, как предоставление налоговых льгот, необходимо их упорядочение, что предполагает, во-первых, классификацию налоговых льгот.

Проведенный анализ показывает, что в Налоговом кодек­се отсутствует полный перечень видов налоговых льгот, а так­же, если следовать логике законодателей, таковыми не при­знаются общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, что противоречит общепринятому подходу

к понятию налоговых льгот как инструменту налогового регу­лирования. Общие налоговые вычеты и скидки, так же как и другие виды налоговых льгот, в том числе специальные или частные, имеют ту или иную регулирующую направленность (стимулирующую, инвестиционную, социальную и т. д.). Кро­ме того, по мнению специалистов, законодатели Кодекса не связывают с налоговыми льготами ни отсрочку (рассрочку) налогов, ни инвестиционный налоговый кредит; они рассма­тривают их лишь как возможные способы изменения срока исполнения налогового обязательства, что лишает эти, по су­ществу, льготы регулирующей функции. Результатом такого ошибочного, на наш взгляд, теоретического подхода явилось законодательное ограничение стимулирующих возможностей отсрочек, налоговых и инвестиционных налоговых кредитов как форм налогового льготирования. К тому же на определен­ный период времени и отсрочка (рассрочка) платежа, и на­логовый кредит предполагают для пользователя уменьшение налогового обязательства, что вполне соответствует понятию налоговой льготы согласно Кодексу.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 8 (87) 2015

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *